ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Полезно знать: права обучающихся и их родителей

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕСПЛАТНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА КУРСКА

В соответствии с ч.4 ст.37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок предоставления бесплатного питания в образовательных учреждениях определяется нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так, организация бесплатного питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Курска определятся «Положением об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении комитета образования города Курска и реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и в социально ориентированных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области образования, просвещения и содействие духовному развитию личности, получающих субсидию из бюджета города Курска», утвержденным Постановлением Администрацией г. Курска от 07.03.2013 № 755 (далее – Положение об организации питания).

Право на получение бесплатного питания имеют дети:

-          из малоимущих семей, где среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного по Курской области;

-          из многодетных семьей, в составе которых есть три и более ребенка в возрасте до 18 лет;

-          из социально незащищенных семей, то есть те дети, в отношении которых попечительским советом щколы, органом опеки и попечительства либо родительским комитетом класса, в котором обучается ребенок, в адрес директора школы направлено соответствующее ходатайство, при этом в данном ходатайстве необходимо указать причины, послужившие основанием для его направления (п.1.2 Положения об организации питания).

Решение о предоставлении бесплатного питания принимается директором общеобразовательного учреждения на основании заявления родителя либо законного представителя обучающегося, а также решения комитета социальной защиты населения города Курска о признании такой семьи малоимущей либо документов, подтверждающих наличие в семье трех и более детей в возрасте до 18 лет для многодетных семей.

Решение о предоставлении бесплатного питания обучающемуся из социально незащищенной семьи принимается также директором школы по ходатайству попечительского совета школы (при наличии), либо органа опеки и попечительства, либо родительского комитета класса, в котором обучается ребенок (п. 1.3 Положения об организации питания).

Форма заявления о предоставлении бесплатного питания содержится приложении к Положению об организации питания.

К заявлению о предоставлении бесплатного ребенка из многодетной семьи необходимо приложить следующие документы:

1)       копия документа, удостоверяющего личность заявителя, а также членов его семьи;

2)       сведения о составе семьи заявителя и степени родства;

3)       копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка;

4)       согласие на обработку персональных данных членов семьи заявителя;

5)       документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (п.2.2 Положения об организации питания).

К заявлению заявитель из многодетной семьи прилагает копию удостоверения многодетной семьи, выданного органом социальной защиты населения по месту жительства на территории Курской области, и предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии у заявителя удостоверения многодетной семьи им к заявлению прилагаются следующие документы:

1)       копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность каждого из членов семьи, в том числе несовершеннолетнего ребенка, достигшего возраста 14 лет;

2)       копии свидетельств о рождении каждого ребенка в возрасте до 14 лет - при отсутствии сведений о нем в паспорте заявителя;

3)       в случае, если заявитель является опекуном (попечителем) - копия выписки из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства);

4)       в случае, если заявитель является усыновителем - копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении;

5)       в случае, если заявитель является приемным родителем - копия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (3.1 Положения об организации питания).

Копии представляемых заявителем документов должны быть надлежащим образом заверены.

Организация бесплатного питания в школе включает в себя обед на сумму не более 60 рублей в день на 1 ребенка. При этом бесплатное питание предоставляется школьникам только в дни посещения ими учебных занятий в общеобразовательном учреждении в течение учебного года (за исключением выходных, праздничных и каникулярных дней) (п.5.2 Положения об организации питания).

Помощник прокурора города Курска                                                          Е.А. Шуляк                  

Директор школы в случаи поступления документов от малоимущих граждан в течение 3-х рабочих дней со дня их получения формирует и утверждает список обучающихся, нуждающихся в бесплатном питании. Указанный список направляется в комитет соцзащиты г.Курска, в целях принятия решения о признании семьи малоимущей для обеспечения бесплатным питанием ребенка  либо об отказе в признании семьи таковой. Срок принятия решения комитетом соцзащиты г.Курска – 1 месяц  

Подписанный председателем комитета соцзащиты г.Курска список возвращается в образовательное учреждение, где директором школы издается соответствующий приказ о предоставлении сроком на 12 месяцев бесплатного питания школьнику из малоимущей семьи (п.п.2.3, 2.4, 2.10 Положения об организации питания)..

Заявление от многодетных семей с полным пакетом документов рассматривается директором школы в течение 1 рабочего дня, после чего издается соответствующий приказ о предоставлении обучающемуся из многодетной семьи бесплатного питания со дня регистрации такого приказа (п.3.2 Положения об организации питания).

При поступлении директору школы ходатайство о предоставлении бесплатного питания ребенку из социально незащищенной семьи, назначается проведение комиссионного обследования условий жизни ребенка, результаты которого оформляются актом обследования материально-бытового положения семьи.

Решение о предоставлении ребенку бесплатного питания принимается директором школы в течение 1 рабочего дня с момента поступления к нему данного акта обследования и оформляется соответствующим приказом (п.п. 4.2, 4.3 Положения об организации питания).

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПОБУЖДАЮЩЕЙ К ПРИЧИНЕНИЮ ВРЕДА СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

В соответствии с федеральным законодательством неправомерная деятельность подразделяется на несколько видов, среди которых  распространение информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.

К информационной продукции, содержащей противоправные сведения относятся, в том числе, сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет», содержащие описания и/или изображения способов причинения вреда своему здоровью, самоубийства; обсуждения таких способов и их последствий, мотивирующая на совершение таких действий.

Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено, что на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

В целях защиты обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, образовательными учреждениями систематически должны проводиться мероприятия, направленные на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, среди которых:

-          обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию посредством использования системы фильтрации, а также путем осуществления педагогами визуального контроля работы детей в сети «Интернет»;

-          оказание организационной и методической поддержки работникам образовательной организации, в том числе путем их направления на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью;

-          проведение образовательных и консультационных мероприятий с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в сеть «Интернет», в частности, при посещении образовательного учреждения.

В силу положений Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» применение комплекса правовых и технических мер защиты, в результате которых снижается или полностью исключается риск причинения вреда здоровью, психическому, духовному развитию несовершеннолетних обучающихся информационной продукцией, используемой в образовательном процессе, является основой задачей образовательных учреждений на данном направлении.

Федеральным законом от 29.07.2017 №248-ФЗ внесены изменения в уголовное законодательство в части установления максимального срока наказание за побуждение детей к суицидальному поведению,

Так, Уголовным кодексом Российской Федерации за склонение к самоубийству детей, лиц, находящихся в беспомощном состоянии и в зависимости от виновности грозит наказание в виде тюремного заключения на срок от 8 до 15 лет лишения свободы. Распространение информации о способах самоубийства или призывов к совершению самоубийства посредством сети «Интернет» будет наказываться лишением свободы на срок от до 15 лет.

 

Помощник прокурора города Курска                                                          Е.А. Шуляк

ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕНЕЖНЫЕ СБОРЫ С РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ?

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Данное положение Конституции РФ получило свое отражение и в федеральном законодательстве.

Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

При этом согласно п.3 ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение вышеуказанных государственных гарантий осуществляется посредством предоставления общеобразовательным учреждениям денежных средств на оплату труда работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Нередко, при взимании денежных средств с родителей школьников речь идет о «добровольных пожертвованиях». Однако установление фиксированных сумм для благотворительной помощи относится к формам принуждения и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители либо законные представители учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

То есть родители вправе принимать решение о внесении денежных средств в пользу школы только в отношении самих себя, а не родителей всех детей школы или класса.

При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения.

Взимание платы также не допускается за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. Вместе с тем допустимо проведение конкурсов на платной основе. Однако решение об участии в конкурсах, в том числе платных, школьник и его родители принимают самостоятельно (ч.2 ст.77 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Минобрнауки России от 31.05.2016 № 09-1287).

Таким образом, родители по собственному желанию, то есть без какого-либо  давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, а также иных физических и юридических лиц вправе оказать школе, где обучается их ребенок, благотворительную или добровольную денежную помощь. Взимание школой с родителей  обучающихся платы за обучение и иные мероприятия, финансируемые за счет бюджетных денежных средств, незаконно (Письмо Минобрнауки России от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Помощник прокурора города Курска                                                          Е.А. Шуляк

 

                     

 


Рейтинг@Mail.ru

Счётчик «Спутник»

 

Copyright © 2011 Школа №51

Сайт разработан и размещён на базе Юго-Западного государственного университета

www.swsu.ru